rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Реклама


Популярное



    2013
    18
    фев
    Развитие музыкальных способностей дошкольников
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Педагогика
    Автор
    Добавил: Vlivkor
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Развитие педагогом музыкальных способностей дошкольников позволяет каждому ребенку успешно адаптироваться в окружающем социуме и влияет на его дальнейший жизненный путь.


    “Музыкальное воспитание – это не
    воспитание музыкантов, а прежде
    всего воспитание человека”
    В. А.Сухомлинский


    Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных, творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможно организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей.

    Для формирования музыкального слуха решающее значение имеет музыкальная среда, окружающая ребенка. Без музыкального окружения, без музыкальных воздействий слух не может развиваться. Однако одной музыкальной среды еще не достаточно для развития слуха. Необходимо формировать у ребенка определенные действия, с помощью которых он сможет отразить воспринимаемую музыкальную действительность.

    Пение – одно из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становиться понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку-главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - один из основных музыкальных способностей, без которых музыкальная деятельность не возможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении, конечно же, происходит общее развитие ребенка – формируется его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.

    Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др. Важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

    О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей ( И. И. Левидова, В. А. Багадурова, Е. А. Аркина, Е.И. Алмазова, и .др.) посвященных детскому певческому голосу.

    О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги – практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская и др. Предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

    Сложность ситуации заключается не только в том, что методика постановки певческого голоса – самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, но и в том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям. Для того чтобы научить детей петь, формировать у них основные певческие навыки, педагог должен понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью – вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поет ребенок и как нужно его поправить.

    Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. Еще одно важное звено певческого процесса – артикуляция. Если у ребенка нет каких-либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной чтобы не нарушать “ вдыхательную установку”, и не вносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов.

    Перед тем, как начинаем работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки “разогревают” певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть длинными и скучными.

    Очень важно формировать у детей перцептивный, слуховой эталон прекрасного пения. Для этого на занятиях, посвященных пению, даем им слушать записи выдающихся певцов.

    Детский музыкальный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.

    Праздники в Детском саду позволяют решить многие задачи эстетического воспитания. Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Красивые костюмы детей – половина успеха музыкального номера. Большинство танцев лучше смотрится, если на детях наряды в едином стиле. Поэтому, в нашем детском саду есть очень хорошая традиция. На спонсорские деньги родителей покупается ткань, а среди родителей и в коллективе обязательно найдется человек, который умеет шить и хочет помочь, и эти красивые костюмы родители дарят детскому саду.

    Для развития музыкальных способностей дошкольников МДОУ и “Радуга” созданы все условия. Очень хорошая материальная база. Благодаря правильному, чуткому руководству нашей заведующей Соктоевой Дулмажаб Соктоевны закуплены в достаточном количестве все необходимые музыкальные инструменты. В детском саду очень хорошо оформлен актовый зал, где проводятся все мероприятия. На высоком уровне поставлена работа с родителями, они активно помогают при проведении всех мероприятий, особенно праздников. В садике есть гардеробная, где, ожидая своего выхода, хранятся разные костюмы, в том числе народные: русские и бурятские. А в течении года, конечно же, проводятся традиционные праздники, и кроме этого два раза в год обязательно в детском саду ставим музыкальные спектакли, такие как “Волк и семеро козлят”, “Бал Золушки”, “Ехэ туудэбшын наадан” и.т.д. В музыкальных спектаклях и постановках садика обязательно принимают участие все ребятишки, а родители с удовольствием приходят посмотреть на выступление своих детей. Особенно хочется остановиться на постановке “Ехэ туудэбшын наадан”. Эту постановку осуществили силами детей подготовительной группы. Дети узнали очень многое, ближе познакомились с корнем своей национальной культуры. Содержание постановки очень насыщенное присутствуют много народных песен и игр. Дети научились петь протяжные бурятские народные песни, где встречаются часто трудные места в исполнении (мелизмы), выросла техника исполнения.

    Музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыки на ребенка в дошкольном учреждении, будет способствовать его успешной адаптации и развитию в школе.

    И конечно взятое за основу воспитания детей музыкальное направление дает свои результаты, и не раз высоко отмечалось в ходе аттестаций.

    Литература:

    1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
    2. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

    Дашипылова Бадма-Ханда Норбоевна, музыкальный руководитель

    МДОУ "Радуга", с.Узон



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 1656
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook